Мой Крым
 
 
 
 
 Симферополь-Пассажирский
  
27
Мая
2012

Если бы я составлял список чудес Крыма, то в нем обязательно был бы и симферопольский железнодорожный вокзал. Пожалуй, ни один другой вокзал не запомнился мне так, как этот. Киевский, к примеру, я вообще не помню, хотя и бывал в нем несколько больше раз, чем в симферопольском. Каждый турист, приезжающий в Крым на железнодорожном транспорте, непременно первым делом посещает эту достопримечательность (если, конечно, не выпрыгивает из поезда досрочно, или же, если не направляется в крымский город, в который идет прямой поезд). Именно поэтому в сети можно найти огромное количество фотографий, на которых здание вокзала запечатлено с разных ракурсов, в разную погоду, в разные времена года и, в конце концов, в разное время суток.


В далеком 1871-ом году началось строительство Приднепровской железной дороги. Строительные работы в Крыму начались осенью следующего года. По изначальному проекту, железная дорога должна была напрямую идти в Севастополь, минуя другие крымские населенные пункты. Симферопольские промышленники и предприниматели понимали, что железная дорога значительно улучшит ход их бизнеса и приведет в город новые инвестиции, поэтому были недовольны тем, что Симферополь не включен в список городов, через которые проходила строящаяся дорога. Городские власти и землевладельцы бесплатно выделили землю под строительство железной дороги и станции в городе, благодаря чему проект строительства был несколько изменен и дорога таки прошла через Симферополь. Рабочим, задействованным в реализации этого проекта, выплачивались весьма скромные вознаграждения за труд, поэтому периодически на стройке вспыхивали забастовки. Крупнейшая из таких забастовок произошла на участке дороги между Симферополем и Севастополем, в мае 1873-го года. Первого июня 1874 года на станцию Симферополь прибыл первый товарный поезд, а уже спустя чуть менее полугода на станцию прибыл первый пассажирский поезд. Строительство же дороги продолжалось до пятого января 1875-ого года, после чего она была полностью сдана в эксплуатацию.

Достаточно интересные события развернулись на станции во времена немецкой оккупации города. Здесь действовала подпольная группа под руководства Виктора Кирилловича Ефремова, который до начала Великой Отечественной войны работал заместителем начальника станции. Оккупанты расстреляли его жену, а ему предложили работать на Третий рейх, сначала сцепщиком вагонов, а позже начальником станции. Чуть позже он сформировал диверсионную группу, в основном состоящую из сотрудников станции, которая в общей сложности совершила около семнадцати диверсий, основными целями которых было создание препятствий в прохождении станции составов с топливом и боеприпасами для немецкой армии. Ремонт поврежденных в результате диверсий путей максимально затягивался, а оборудование, используемое для ремонта, выводилось из строя. Весной 1944-ого года деятельность диверсионной группы была прекращена, а многие ее члены арестованы. В 1972-ом году в память об этих событиях на здании нового вокзала был установлен мемориальный знак с барельефами Ефремова и членов его группы Брайера, Соколова , Левицкого и Лавриненко.


Отступая из Крыма в апреле 1944-ого года, оккупанты уничтожили здание старого вокзала. Симферополь был освобожден 13 апреля, а уже через несколько дней местные жители вышли на улицы и начали расчищать завалы и восстанавливать разрушенные строения. Сотрудники железной дороги отремонтировали пути и уже 24 апреля в город прибыл первый после освобождения поезд. До пятидесятого года на станции использовались отремонтированные паровозы и вагоны, потом станция получила новые тепловозы и вагоны. С конца пятидесятых начался переход на электрическую тягу. Последний участок дороги был электрифицирован лишь в 1972-ом году. Проект строительства нового вокзала был создан архитектором Алексеем Душкиным в 1945-ом году. В следующем году началась стройка, которая продолжалась в течение последующих пяти лет. В 1951-ом году строительство было завершено, на открытии нового вокзала присутствовал даже Ворошилов. В 2000-ом году был проведен капитальный ремонт здания.

Часовая башня возвышается над городом на сорок три метра. На каждой из сторон башни размещены циферблаты часов, рядом с цифрами на которых размещены символы знаков зодиака. Здесь тоже есть один секрет: знаки зодиака расположены в неправильной последовательности, вместо Девы изображен Змееносец, вместо Весов — Гончие Псы, а вместо Тельца — Лебедь. Да и сама башня по предназначению является не часовой, а водонапорной, а часы, по сути дела, лишь приятное и полезное дополнение. Часы заводят раз в девять дней. Музыкальный же механизм часов весьма мал. Стояла бы башня в другом месте города — его мощности было бы вполне достаточно, однако на главном вокзале Крыма такой механизм просто очень трудно будет услышать, поэтому в башне есть усилитель, а на крыше установлены громкоговорители, благодаря которым мы и слышим звуки из башни, посещая вокзал.

Кстати, часовая башня сочинского вокзала, можно сказать, точная копия башни симферопольской. Сочинская башня была построена годом позже, в 1952-ом.


  
Для активации кнопок соц. сетей перезагрузите страницу.
11:08
  Симферополь, достопримечательности, вокзал, история.
Просмотров: 1620.
3
  
  

Разделы
 
 
Интересное
Евпатория
« Симферополь
Севастополь
Иц май лайф
Легенды Крыма
 



Подписка по email
 
 
Вы можете получать уведомления о публикации новых записей по электронной почте, для этого укажите свой адрес в поле ниже.