Мой Крым
 
 
 
 
 Сурб-Никогайос в Евпатории
  
26
Мая
2012

Честно признаться, года до 2009-ого я не знал о том, что в Евпатории есть армянская церковь. Она сейчас настолько надежно спрятана внутри квартала, что даже проходя по улице, на которой она расположена, я ни на что не обращал внимания: ни на табличку, установленную на заборе, ни на крест, вернее, хачкар, возвышающийся над сооружением так, что его можно увидеть, прогуливаясь по улочкам старого квартала. Я настолько привык к окружающим видам этого квартала, что не обратил бы, наверное, внимания, даже если бы из-за одноэтажных домиков выглядывала верхушка Эйфелевой башни.

Года где-то с 2008-ого я начал заниматься изучением армянского языка (в 2010-ом уже завершил на полпути, а к 2012 забыл половину того, что успел изучить). Тогда я активно искал словари, книги, и все тому подобное, что помогло бы в учении, так как у нас таких учебных пособий, сами понимаете, можно найти немного, да и те будут весьма сомнительного качества (как, к примеру, словарь, в котором авторы даже не заметили того, что некоторые слова перепутаны местами). Тогда я, сидя на трамвайной остановке под Гортеатром, разглядывал экскурсионный трамвай, который стоял на остановке ожидая прихода другого вагона. Вагон был весь разрисован разными фотографиями евпаторийских достопримечательностей и контактами турфирмы, которая транспортным средством владела. А может быть, трамвай просто сломался. Он в то время часто ломался, из чего я сделал вывод, что услугами этой турфирмы лучше не пользоваться ― мало ли, вдруг они и на автобусах экскурсионных экономят также, как и на этом вагончике. На нем были фотографии мечети, церквей на набережной и прочего-прочего. И тут среди адресов я вижу надпись «армянская церковь». Это меня заинтересовало. Я записал адрес себе в блокнот, приехал домой и поглядел на Интернет-карте, где же именно находится храм, ведь по Интернациональной улице ходил я уже сотни раз и ничего подобного не видал. Улица Интернациональная, дом 44. Хм, по карте это здание находится прямо у дороги. Неужели я настолько уже ослеп, что не увидел столь интересной достопримечательности?..


На следующий день я отправился на поиски. Зашел, правда, не туда, куда надо было, и оказался прямо за храмом. То есть, возвышающийся над жилыми домиками хачкар я видел, а самого храма не видел. Походил я еще немного и потерял объект из зоны видимости вообще. Туда, конечно же, водили экскурсии, но позвольте, это же неудобно как-то, прожить столько в этом городе и ходить на экскурсии для туристов. Наконец, я вышел на Интернациональную. Пошел в сторону остановки и совершенно случайно обратил внимание на синюю табличку, висящую на стене (или на заборе?). Конечно же, храм находился прямо за этой стеной, но ворота были уже закрыты. Ко мне подошел вахтер. Он сообщил, что храм располагается на территории дома престарелых и что посещение разрешено лишь в определенные часы, дабы график посещений совпадал со внутренним графиком дома престарелых. Для меня, правда, сделали исключение. Вероятно, после того, как я обошел весь этот квартал, выглядел я уже так, как будто пришел сюда пешком из Симферополя только лишь ради того, чтобы взглянуть на здание. Храм, как оказалось, действующим не является. Внутрь никого не впускают, даже экскурсантов. Я сделал пару фотографий, пообщался с местным котиком, для которого был выставлен целый таз с водой для питья.


Известно, что храм этот — не первый армянский в Евпатории. Ранее встречались также упоминания иного храма, сожженного турками в 1736-ом году, в то время, когда Гезлев был взят русскими войсками. Поскольку сожжена была не только лишь армянская церковь, а и другие христианские дома, русские решили уничтожить дома татар и турков, а также мечети. Чуть позже турки вернулись, но на месте своих жилищ увидали лишь пепелище. Каменная армянская церковь выстояла и было решено превратить ее в мечеть. Немногим позже армянская община приняла решение о заложении нового храма. Это и был тот храм, который можно увидеть в Евпатории сегодня. Сооружение его было начато в 1817-ом году, но длилось весьма долго, так как денежные ресурсы, выделенные на строительство, регулярно заканчивались и приходилось инициировать новые сборы. Построена церковь была лишь чуть более десятилетия позже, в 1830-ом году. Во время Крымской войны в здании церкви располагался штаб французской армии, но, в отличие от грязелечебницы «Мойнаки», это здание больше не подвергалось разрушению и восстановлению с нуля.

Частенько я встречаю описания этой памятки истории с заголовком «Церковь Святого Николая». На самом деле, это не совсем правильно. Собор Святого Николая находится ближе к набережной, с голубым куполом, а армянскую лучше называть «Сурб Никогайос» (что по-сути то же самое, но на армянском языке), иначе их можно легко перепутать.

  
Прокомментировать 18:55
  
  


 Озеро Мойнаки
  
25
Мая
2012

Пересматривал свои фотоархивы и очень удивился тому, что за все годы, прожитые в Евпатории я не сделал ни одной фотографии озера Мойнаки. У меня есть фотографии с воротами перед входом на территорию грязелечебницы, есть фотографии с рекламным стендом, но нет ни одного снимка, сделанного на территории самой грязелечебницы. Хоть я и проводил весьма много времени в этом районе, но грязелечебницу посещал лишь пару раз.

Озеро Мойнаки, впрочем, я бы советовал посетить тем, кто его еще никогда не видел. Я бы отнес его к исчезающим достопримечательностям Евпатории. Даже в Википедии сказано о том, что застройка этого района здравницами и жилыми кварталами а также повышение уровня грунтовых вод приводят постепенно к изменениям в жизни озера.

О целебных свойствах грязи в западном Крыму было известно еще античным деятелям, таким как Геродот и Клавдий Пталемей. Исследование же грязей в современности начались после перехода Крыма к России. В 1807-ом году французский химик Дессер произвел первый анализ сакской грязи, а доктор Ланг в 1814-ом году описал ее свойства, перечислил болезни, от которых она может исцелить, дал рекомендации, как пользоваться грязью и какие меры предосторожности надо при этом соблюдать. Первая грязелечебница была открыта в 1874-ом году и создателем ее был Павел Пугачев. Он соорудил небольшую площадку на берегу, которую обнес плетеной изгородью. Лечение там происходило за небольшую плату. Грязь доставали из озера, разогревали и прикладывали пациентам на больные места. После принятия грязей, пациента отводили в деревянный сарайчик неподалеку, где обливали водой из озера. До 1884-ого года грязелечение происходило без надзора врачей ― занимался организацией процедур создатель лечебницы с помощниками. Лишь в 1884-ом году городская управа начала отправлять на место проведения процедур фельдшера, который работал по сезону и отпускал процедуры по назначению врача. Лечебница просуществовала в таком формате до самой Октябрьской Революции. Но это касалось города Саки, а что же в Евпатории?


У евпаторийских врачей Ходжаша и Цеценовского в 1884-ом году появилась мысль о создании аналогичной, но более совершенной грязелечебницы в Евпатории. Они взяли озеро Мойнаки в аренду на сорок лет и уже в 1886-ом году построили грязелечебницу по проекту архитектора Бернардацци. Первый год существования в лечебнице отпускались лишь водные процедуры, а уже со следующего года началось и лечение грязями. Лечебница работала с 20 мая до 20 августа и состояла из двух отделений: мужского и женского. Всего в грязелечебнице насчитывалось на тот момент 30 ванн и 40 кроватей для потения (в которые укладывались пациенты после принятия грязей). Постепенно, с ростом популярности росло и количество мест. Так до 1905-ого года количество пациентов, которые могли одновременно проходить курс лечения, увеличилось до ста восьмидесяти человек. Расширению лечебницы способствовало также и то, что лечение в ней было отнюдь не бесплатным, а стоило примерно столько же денег, сколько в то время получал в год рядовой рабочий человек. «Высочайшим указом» от 3 февраля 1897-ого года озеро было признано имеющим общественное значение и отдано под охрану от порчи и истощения. Скоро посетителей стало так много, что создатели решили построить на территории лечебницы гостиницу, в которой они могли бы останавливаться, так как курс лечения длился от трех недель до месяца, что, конечно же, было не сильно удобно для посетителей, приезжающих в Евпаторию из далеких городов.

Во время гражданской войны озеро было загрязнено, а грязелечебница разрушена. Восстановление ее началось лишь в 1927-ом году, когда в честь 10-летия Великого Октября было заложено здание новой лечебницы. В 1931-ом году новая лечебница была запущена в эксплуатацию и за последующую пятилетку ее посетило немногим менее пятидесяти тысяч пациентов. А еще через пару лет, во время Великой Отечественной войны, лечебница снова пострадала и прекратила на некоторое время свою деятельность. Во время немецкой оккупации на территории грязелечебницы размещался завод по ремонту танков, к которому была проведена железная дорога. Немцы вывезли большое количество грязей из Сакского и Мойнакского озер. Грязи эти, кстати, до сих пор хранятся в Альпах, где поддерживается их микрофлора. Должно быть, они сохранились даже лучше, чем те, что остались в озерах.

После освобождения Евпатории от немецких захватчиков, лечебница вновь открыла свои двери для пациентов, которыми в то время были в основном раненые солдаты. В послевоенное время государство вкладывало огромные средства в восстановление озера Мойнаки и в реконструкцию грязелечебницы. После реконструкции грязь в лечебницу стала поставляться механической системой и нагреваться в специальных установках, благодаря которым время, которое нужно выждать, прежде чем применять грязи, сократилось всего лишь до пяти минут. Кроме грязевого с тех пор в лечебнице стали предоставляться и другие виды лечения, появились врачебные кабинеты, началось предоставление услуг гидромассажа и пневмогидромассажа. В 1959-ом году на территории лечебницы пробурили скважину, из которой с глубины 960 метров хлынула горячая минеральная вода, получившая позже название «Мойнаки».

После распада Советского Союза грязелечение здесь было, можно сказать, заброшено. Механические системы подачи и разогрева грязи прекратили использоваться. Грязь в Евпаторию теперь возят из г.Саки. Меня всегда удивляло то, что в Евпатории, где имеется собственное озеро с лечебной грязью, вся грязь, используемая для лечения, является привезенной из соседнего города. Владеет озером и грязелечебницей «Укрпрофздравница». Эта же организация владеет и многими евпаторийскими санаториями, впрочем, это скорее всего, заметно по их состоянию. Они, правда, собираются в скором времени продать грязелечебницу. Надеюсь, что попадет она в хорошие руки и превратится в ту, послевоенную лечебницу, а не в очередной жилой дом с заоблачными ценами на квадратный метр жилья.

  
Прокомментировать 18:37
  
  

 Евпаторийская мечеть Хан-Джами (Джума-Джами)
  
24
Мая
2012

Раз уж я начал серию заметок о достопримечательностях центра Евпатории, то следующим пунктом на карте города, о котором я расскажу, станет мечеть Джума-Джами, расположенная на улице Революции. Адрес у мечети, конечно же, появился гораздо позже, чем она сама возникла почти что на набережной. Строительство было начато еще во времена хана Девлет- Гирея I, в 1552, и посвящено было началу правления хана. Построена мечеть была в 1564 году. Ее строительством занимался приглашенный из Турции архитектор, Хаджи Синан. На разных сайтах, кстати, встречается разная информация по поводу его происхождения и национальности: некоторые с уверенностью заявляют, что Хаджи Синан был греком, другие настаивают на том, что он был турком. Архитектор также занимался и строительством нескольких других мечетей, поэтому некоторое время отсутствовал в Евпатории (тогдашнем Гезлеве); в это время строительством занимались его ученики.

Мне встречались два варианта названия: Джума-Джами и Хан-Джами. Как мне когда-то рассказали, оба этих названия верны. «Хан-Джами» ― ханская мечеть, «Джума-Джами» ― пятничная мечеть. Поскольку сооружение ее было посвящено приходу ко власти хана Девлет-Гирея I, то более правильным названием было бы «Хан-Джами».


Рядом с мечетью стоит памятник Ашику Омеру, имя которого в Википедии почему-то перекручено в заголовке статьи, при том, что в тексте самой статьи указано правильное написание. Ашик Омер ― крымскотатарский поэт, один из наиболее известных представителей тюркоязычной ашикской поэзии в целом. Особенность жанра, в котором он работал, заключается в том, что поэты этого жанра сопровождают свои выступления игрой на струнно-щипковом музыкальном инструменте, который, собственно, и держит в руках Ашик Омер, изображенный на этом памятнике. Как-то я слышал историю о том, что памятник этот не просто так стоит именно в этом месте. Не знаю, насколько это правда, так как мне не удалось больше нигде найти в сети такую историю. Он много путешествовал, после чего возвратился в Евпаторию, где вложил заработанные за время путешествий средства в реконструкцию мечети Хан-Джами, а если точнее, то в восстановление минаретов, которые к тому времени были разрушены.

В советское время мечеть, как и многие другие религиозные учреждения, была закрыта, а здание использовалось в качестве музея и как памятник архитектуры, который, конечно же, интересовал людей, приезжающих со всего Советского Союза на отдых и оздоровление в Евпаторию. Верующим мечеть была возвращена лишь в начале 90-х годов прошлого века.

Честно говоря, я ни разу за все то время, что прожил в этом городе, не был внутри. Странно, конечно, если учесть, что в этом районе я проводил гораздо больше времени, чем, положим, на Мойнаках, где я, казалось бы, посетил почти все мало-мальски интересные заведения. Улыбка

P.S. У меня в фотоальбомах есть еще более светлая фотография мечети, но я, к сожалению, не смог отыскать обработанную ее копию в своем фотоархиве, а на исходнике ветки дерева, натянутые провода и машина.

  
Прокомментировать 19:05
  
  

 Семен Эзрович Дуван
  
24
Мая
2012

Каждый, кто когда-либо бывал в Евпатории, должно быть, посещал и центр города, Театральную площадь. Все видели слева от Гортеатра памятник Семену Эзровичу Дувану, но из моих друзей, к примеру, мало кто знает, чем именно этот человек так отличился, чтобы ему ставили памятник в самом центре Евпатории. Однажды знакомая, которая в то время отдыхала в Евпатории, назначила мне место для встречи — около памятника химику в центре города. Я долго не мог понять, какому же химику установлен памятник в самом центре, пока не перезвонил ей и не переспросил, что именно имеется в виду. А имелся в виду тот самый памятник С.Э. Дувану. Вот так и рождаются сплетни. Улыбка

Семен Эзрович был городским головой Евпатории с 1906 года и до самой революции. За это время он сумел поднять Евпаторию с уровня провинциального прибрежного городка до уровня всемирно известного города-курорта. Сохранился до сих пор его дом, сооруженный в далеком 1908 году, который в те времена исполнял роль гостиницы. Половина дохода, полученного с этой гостиницы, отправлялась на развитие города. Сам дом находится в историческом центре, на той улице, на которую выходят главный вход в храм Святого Николая и ворота, через которые можно попасть на территорию мечети Хан-Джами. Если бы я объяснял туристам, как можно найти этот дом, то я бы так и сказал: искать между мечетью и храмом.


Во времена Дувана в Евпаторию была проведена железная дорога. Город строился согласно плану развития, а не хаотически, как это происходит в современности. Согласно этого плана, некоторые кварталы неподалеку от моря были выделены под строительство частных дач. Даже в современной Евпатории сохранилось такое зонирование: здесь есть чисто туристические кварталы, в которых расположены санатории и базы отдыха, жилые кварталы, в которых располагаются многоэтажные дома, в которых и располагаются местные жители, кварталы исторические, в которых нет ни одного современного строения, а также кварталы дачные, в которых расположены только небольшие частные дома, которые часто сдаются в аренду отдыхающим в виду их близкого расположения относительно моря. Сейчас уже, правда, посреди дачных кварталов время от времени возникают новые уроды: высокие и узкие дома, построенные на маленьких земельных участках только лишь с целью заработать как можно больше денег за лето. Логично ведь — больше комнат — больше денег. Современным архитекторам города совершенно фиолетово — они уже не будут как Дуван следить за тем, чтобы все участки засаживались растениями одного сорта.

Также С.Э.Дуваном была основана библиотека имени императора Александра II, которая находится на той же площади, что и памятник, с которого я начал свой рассказ. В предыдущей заметке, в которой я рассказывал о найденных на аукционе и приобретенных мною старых открытках, была фотография открытки, на которой изображено здание библиотеки в восьмидесятые годы прошлого века. Там возле библиотеки растут несколько аккуратненьких деревьев. Сейчас же это место не узнать — деревья выросли и стали большими. Спешите побывать в Евпатории и посмотреть на центр города такой, какой он есть сейчас, пока до него еще не добрались руки наших борцов с зелеными насаждениями, которые валят все деревья без разбору.

В Евпатории есть еще и Дувановская улица. Я уверен, что по ней ходил каждый, кто когда-либо был в городе, так как она идет от набережной до Театральной площади. Я совершенно не помню, какой была эта улица до реконструкции, которую провели родственники Дувана за собственные средства, но точно могу сказать, что стеклянная пирамида ближе к набережной образовалась на этой улице уже после реконструкции. Поискав немного в Интернете, я выяснил, что археологические находки, которые сейчас находятся под стеклом пирамиды, как раз таки и были обнаружены во время реконструкции на том самом месте, где находятся сейчас.

  
Прокомментировать 14:44
  
  

 Евпатория 80-х на открытках
  
12
Апр
2012

Как-то никогда раньше я не обращал внимания на Интернет-аукционы. Мне они казались некой усложненной версией Интернет-магазинов, где нужно лишь нажать на кнопку приобретения и ввести свой адрес, в то же время на аукционе нужно делать ставку, ждать завершения торгов, связываться с продавцом и переводить деньги на его счет безо всяких гарантий. Мое отношение к этому виду сетевой коммерции изменилось, когда на сайте aukro.ua я случайно выбрал из предлагаемых браузером вариантов ввода «Евпатория» в поле поиска по аукционам. В ответ на запрос я получил список всего, что связано с этим городом западного Крыма. Среди лотов были как земельные участки, так и весьма старые открытки, монеты и конверты с марками, выпущенные в честь 2500-летия города. Присмотрел парочку наборов открыток, выпущенных еще при союзе. Зарегистрировался на сайте, приобрел лот с помощью функции «Купить сейчас» (цена для этого лота была одинаковая как при торгах, так и при немедленном приобретении), перевел деньги на карточку продавца при помощи Интернет-банка и стал писать ему сообщение об оплате. Пока я набирал свое письмо, продавец уже успел написать мне о том, что деньги на карту пришли и набор будет выслан мне по почте уже завтрашним утром.


Заказ я сделал в воскресенье вечером, в понедельник утром открытки отправились в Днепропетровск, а уже в субботу утром я получил их на своем почтовом отделении. Достаточно быстро, если учесть, что письма с кодом подтверждения почтового адреса для аукциона я ожидал две недели при том, что нахожусь в одном городе с офисом компании-владельца (из которого сия корреспонденция и распространяется по другим городам Украины).


Итак, в наборе имеется десять открыток. Открытки, правда, непригодны для отправки без конвертов (чего, правда, от них и не требуется, ибо они уже скорее предметом коллекционирования являются Улыбка ). На открытках изображены, в основном, объекты, существующие по сегодняшний день. Есть даже фотография места, на котором сейчас стоит памятник матросам (на остановке первого трамвая параллельно набережной им. Терешковой), который, казалось бы, стоит там уже сто лет, но на фотографии его еще нет. И нынешний дельфинарий на фотографиях выглядит более культурно, чем сейчас, когда его со всех сторон завесили рекламой, а по обе стороны ото входа расставили большое количество торговых палаток, кочевых фотоателье и т.п.


На этой фотографии лучше видно открытки с изображением библиотеки и городского театре им. Пушкина. Библиотека, как по мне, выглядит совсем не так, как сейчас. Нет, само здание, к счастью, пока еще не изменилось, а вот общий вид не такой. И деревья уже стали достаточно таки крупными (если их, конечно же, наши власти еще не срубили нафиг, как некоторые другие, расположенные неподалеку от ВНУ им. Даля), а не такими небольшими кустиками, какими они изображены на открытке. И за монументом, который расположен перед ст. Лиман, деревья значительно подросли. Надеюсь, Могилев запретит таки застройку озера Мойнаки... Единственные два объекта, которые я никогда за все время своего пребывания в Евпатории не видел ― это памятник Фрунзе (на фото выше, правда, видно только нижнюю его часть) и магазин «Изумруд», который, насколько мне известно, продавал ювелирные изделия. Не представляю даже, если честно, где они находятся...


Вот так моя коллекция и пополнилась очередным раритетным (по сравнению с другими открытками, продаваемыми на аукционе, среди которых имеются и дореволюционные, конечно же, не столь раритетными, но все же) евпаторийскими открытками всего лишь за двадцать гривень. Для сравнения скажу, что днепропетровские наборы открыток примерно того де периода на этом аукционе продаются как минимум по тридцать гривень (без учета стоимости доставки; в моем лоте стоимость доставки была учтена).

  
Прокомментировать 17:58
  
  
« <1011121313 страниц

Разделы
 
 
Интересное
Евпатория
Симферополь
Севастополь
Иц май лайф
Легенды Крыма
 



Подписка по email
 
 
Вы можете получать уведомления о публикации новых записей по электронной почте, для этого укажите свой адрес в поле ниже.